Система Монтессори: я сам!

Вовашик с жирафом

Одно из любимых упражнений: накорми жирафа.

Сейчас любой заинтересованный родитель может заняться ранним развитием своего ребёнка: благо, и детских центров вокруг много, и для занятий дома имеются самые разнообразные материалы в свободном доступе. Мы с сыном отправились осваивать на практике методику Монтессори. Рассказываю, что это такое и с чем это едят.

На первом занятии наш педагог вкратце рассказала о сути системы и попросила изучить тему самостоятельно, чтобы понимать суть процесса. Что я с удовольствием и сделала.

Мария Монтессори и её метод

Мария Монтессори

Мария Монтессори

Мария Монтессори – итальянский педагог, автор одноимённой методики, которая стала очень популярна во многих странах мира. Её заслуги были официально признаны ЮНЕСКО в 1988 году, когда она была названа одним из четырёх самых значимых педагогов XX века наряду с американцем Джоном Дьюи, немцем Георгом Кершенштейнером и русским Антоном Макаренко.

Основа метода Монтессори – индивидуальность каждого ребёнка. В обучении детей не должно быть единой унифицированной программы, каждый малыш должен иметь возможность развиваться в собственном темпе и исходя из собственных интересов. Задача педагога и родителя – предоставить ему максимально широкое поле деятельности и лишь в случае необходимости подсказывать, что и как работает.

После трёх уже поздно

Известная фраза Масару Ибука, основателя корпорации Sony и автора собственной методики раннего развития, полностью совпадает с идеями Марии Монтессори. Начало жизни – важнейший период, во время которого у малыша полностью складывается модель мира. Первые три года она называет состоянием «психического эмбриона», то есть это время столь же значимо, как и время развития внутри материнской утробы.

Монтессори выделяла несколько чувствительных или сензитивных периодов детства. Каждый из них наилучшим образом подходит для развития определённых навыков.

  • Период развития речи – 0-6 лет
  • Период восприятия порядка – 0-3 года
  • Период сенсорного развития – 0-5,5 лет
  • Период восприятия маленьких предметов – 1,5-6,5 лет
  • Период развития движений и действий – 1-4 года
  • Период развития социальных навыков – 2,5-6 лет

Роль взрослого

Главное в обучении ребёнка – его свобода и самостоятельность. Взрослый же по отношению к малышу действует по принципу «Помоги мне сделать самому». На практике это выглядит так.

В большом зале на низких полках расставлено огромное количество самых разных предметов, «игрушек» или упражнений, разделённых на тематические зоны: манипулятивная, сенсорная, языковая, бытовая и так далее. Ребёнок должен сам выбрать то, что ему интересно, а родитель или педагог лишь показывает, как взаимодействуют предметы или как работает то или иное устройство. Например, в эту коробочку нужно складывать шарики, здесь – перелить воду из кувшинчика в кружку, тут – постучать молоточком по кнопкам и так далее.

В результате ребёнок имеет свободный доступ к вещам, стимулирующим всестороннее развитие. А соблюдение простых правил (например, всегда убирать на место игрушки, не мешать другим детям заниматься) прививает привычку к порядку и взаимоуважению.

Мои впечатления

Вовашик на занятиях

Столько всего интересного вокруг!

Обычно на то, чтобы ребёнок полностью освоился в зале и нашёл свои любимые упражнения, уходит пара месяцев. За это же время формируются вожделенные мамами навыки: складывать вещи на место, концентрировать внимание, наблюдать, не нарушать чужих границ и так далее.

Пока ещё рано говорить о каких-то результатах, но меня радует несколько фактов:

  • Ребёнку интересно. За полтора часа занятий, благодаря смене деятельности, он не устаёт и не капризничает.
  • Он учится новому и часто схватывает на лету.
  • В классе Монтессори можно то, что нежелательно делать дома: играть с водой, барахтаться в ванночке с фасолью и так далее.
  • Это действительно широчайшее поле деятельности, которое стимулирует развитие всех органов чувств и всех навыков.

Словом, если вы задумались о том, стоит ли тратить время и деньги на занятия по системе Монтессори, я вам очень это рекомендую! Причём, чем раньше вы начнёте, тем будет лучше.

Екатерина Шрейбер

Комментариев (9)

  1. nata

    Молодцы! А почему играть с водой, барахтаться в ванночке с фасолью дома нежелательно?

    1. Екатерина Шрейбер (Сообщение автора)

      Я и так от бардака вешаюсь, а если еще фасоль из всех щелей собирать и с тряпкой не расставаться… Там много еще таких упражнений, которые я бы не хотела дома повторять =)

  2. Зоя

    Мое первое знакомство с Марией Монтессори было в студенческие годы на кафедре психиатрии. Еще тогда в далекие 80-е годы нам много рассказывали и показывали положительные результаты ее методик развития детей с психическими отклонениями. Ведь она создавал детские приюты для неполноценных детей и доказала всему миру, что считать их выброшенными из жизни неправильно. За что и преследовалась с годы популярности фашизма по всему миру.
    Поэтому у меня сохранились впечатления об этой женщине, как о борце, педагоге с особыми детками.
    А несколько лет назад о ней заговорили в России и в интернете совсем по-другому.
    Вот такие воспоминания нахлынули на меня, пока я читала вашу статью.

    1. Екатерина Шрейбер (Сообщение автора)

      Здорово! Да, без таких женщин жизнь была бы совсем другой…

  3. Зоя

    Многие развивающие зоны по Монтессори можно сделать и у себя в доме. Разве ваши дети не хотят помогать вам по хозяйству? Поливать цветы, вытирать за собой пол возле пролитого горшка, складывать игрушки по ящикам способен и двухлетка.
    Наши внуки обожают играть с фасолью и манкой, рассыпать песок в коробочке и брызгаться водой в тазике в ванной. Только после игры они сами убирают за собой, такая у нас договоренность. Надо поймать момент и напомнить об этом детям, пока они еще не устали и у них не пропал интерес к игре.
    Конечно взрослые потом доубирают за ними сами. Но ведь смысл методики у приучении ребенка к самостоятельности не из-под палки и осознанно самим захотеть это сделать.
    Поэтому эти моменты , я считаю, надо внедрять из этой методики в каждой семье.

    1. Екатерина Шрейбер (Сообщение автора)

      Безусловно! Я очень одобряю участие малышей в жизни взрослых. Поэтому с самых первых дней Вова находится рядом со мной на кухне и «помогает» готовить, всегда участвует в застилании постели, а недавно научился вытирать за собой лужи на полу =) Умение готовить, стирать и убирать за собой на всю жизнь пригодится, особенно мужчине.

  4. Зоя

    Екатерина, отличная тема для обсуждения для молодых родителей. Возможно я сама на своем блоге как-нибудь постараюсь об этом порассуждать. Не сухо, по пунктам, а вот так, спокойно, душевно и с пользой для детей. Спасибо вам за подсказку-напоминание.

    1. Екатерина Шрейбер (Сообщение автора)

      Да не за что! На эту тему писать и писать!

  5. Елена

    Вот поддерживаю Зою, если договориться с ребенком, что он потом после игры и убирает, то это в нем еще и развивает чувство отвественности, самостоятельности и учит отвечать за свои слова. Мои детки тоже очень любят играть с песком, с водой, с крупами. Но они также знают, что после этого нужно убирать. А летом мы большую часть игр перенесли на улицу, так здесь вообще проблем нет и играть одно удовольствие))

    У меня на блоге новый конкурс с отличными призами! Приглашаю принять участие!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

scriptsell.neteDataStyle - Best Wordpress Services