Психология        20 июня 2013        120         6

«Ахи-страхи» малипусиков и годовасиков

Статья психолога Елены Пятницкой о детских страхах первого года жизни и способах их преодоления.

Наблюдая за ребенком, который боится собаки, скатываться с горки, забираться на дерево или даже вступать в контакт с взрослым, часто можно услышать «трусишка…». А вместе с тем, эмоция страха в психологии считается базовой, и нужна она для того, чтобы защитить человека от возникающих угроз. Малыш настолько беззащитен, что страх зачастую единственное, чем он может защитить себя от приключений на свою… голову.

Интересен тот факт, что в разные возрастные периоды можно наблюдать у малыша совершенно разные страхи, и связано это с особенностями его развития. Чем старше становится ребенок, тем более сложные страхи у него можно наблюдать.

Разберёмся в этом подробнее.

Страшно-то как!

Начнём, конечно, с самых маленьких и в этой статье поговорим о страхах детей первого года жизни.

Итак, малыш родился, и, глядя на него совсем не понятно, что он может чувствовать, а самое главное, как проявлять состояния дискомфорта. Взрослые привыкли различать два крайних состояния малыша: состояние комфорта (ребёнок спокоен) и состояние дискомфорта (малыш плачет).

А между тем, уже в первом полугодии можно заметить у малыша реакцию испуга. В первую очередь малыш реагирует на резкие, громкие неприятные звуки (звук пылесоса, резкое включение крана с водой, громкая музыка, неожиданно разбитая тарелка и т.д.). Моя дочка в первый год жизни с трудом переносила звук отрывания диванной подушки, прикрепленной на липучке. У нас также была мягкая игрушка (обезьянка), лапки которой были скреплены липучкой (чтобы было удобно вешать), и Вика её боялась до тех пор, пока я не отпорола липучку. Были также сложности с подбором обуви (причина та же).

Этот страх возрастной, и концу первого года жизни дочка с удовольствием сама стала отлеплять липучку, показывая свои умения.

Такое «звуковое» реагирование вполне нормально. Малыш ещё не способен передвигаться самостоятельно, ему не видно, что происходит вокруг, и проходится ориентироваться в окружающем мире по звуку. Именно поэтому резкие пугающие звуки воспринимаются как угрожающие.

Страхи могут также вызывать резкие движения окружающих, размахивания руками, попытки резко взять ребенка на руки. При этом страх вызывает само действие, а не то, кто его совершает. Другими словами, напугать ребенка может и хорошо знакомый человек.

Итак, в первом полугодии желательно:

  • не развлекать ребёнка игрой с воздушными шариками (они очень громко лопаются);
  • не разговаривать друг другом на повышенных тонах;
  • немного приглушать звуки телевизора и музыку;
  • понять, чего боится малыш, и стараться исключать такие моменты;
  • взять малыша на руки и успокоить сразу, как только Вы заметили, что он боится (это вернет ему ощущение безопасности и комфорта).

Далеко не всегда страхи первого полугодия проявляются ярко, некоторые дети спокойно относятся к большинству звуков и движений, либо избирательно на них реагируют.

«Страшный дядька»

Во втором полугодии появляются более сложные формы страха, а именно страх перед незнакомыми людьми. Этот страх может быть весьма избирательным и проявляться своеобразно. Ребёнок может бояться родственников, причем тех, кому он ранее радостно улыбался. Некоторым взрослым от этого становится очень обидно, но это не нужно воспринимать как отношение к себе. Это просто особенность возраста малыша.

Часто дети боятся мужчин и старых людей. Иногда чрезмерная активность незнакомой женщины и её попытки взять на руки малыша, вызывают у него бурю сопротивлений и, конечно, страх.

Мне вспоминается ситуация на детской площадке, когда малышка боялась незнакомых мужчин, признавая только отца и дедушку. Каждый раз она искала защиты у матери, а на лице мамы четко прослеживался стыд за дочь. Конечно, это очень мешало ей окружить дочку заботой и защитой в тот момент. Она сама была очень напряжена, что только усиливало страх ребёнка.

  • Ни в коем случае малыша нельзя ругать за то, что ему страшно.
  • Бесполезно переубеждать ребёнка в том, что опасности нет.
  • В таких случаях нужно взять ребёнка на руки, крепко обнять и просто сказать, что вы никому не позволите его обижать.
  • И конечно нельзя насильно отдавать его на руки тем людям, к которым он не хочет идти.

К концу первого года жизни, страх может быть связан с негативным опытом, связанным с человеком или ситуацией. Так, например, если ребёнок заболел, ему прописаны уколы, то реакция испуга может быть на человека в белом халате (малыш плачет еще до того, как медсестра делает укол) или на конкретного человека, делающего укол.

«Мама, не уходи…»

Первый год жизни – это тот возраст, когда связь с матерью ещё очень сильная. Поэтому ещё один страх, мимо которого я не могу пройти, это страх разлуки с матерью. Особенно тяжело ребёнок переживает, когда маме надо уехать на несколько дней или недель. В некоторых случаях малыш плачет при расставании, иногда его очень трудно успокоить, а в тяжелых случаях ребенок плачет до тех пор, пока не появится мама.

Мне вспоминается один случай, когда девочка плакала в отсутствие матери не переставая. Обычные способы, которые всегда срабатывали с другими детьми (взять на руки, отвлечь, показать что-то очень интересное, дать печеньку, соску, бутылочку с детским питанием) были совершенно бесполезны. Причем любые попытки успокоить ребёнка приводили лишь к ещё большему крику. Успокоить девочку могла только мама. Хотя и она в порыве раздражения, бывало, отказывала ей в «защите». Её можно понять, она чувствует себя словно привязанной к дочери и любой «шаг в сторону» воспринимается малышкой как разлука с любимой мамой, а значит и как угроза её существованию. Быть постоянно с ребёнком, без возможности отлучиться даже ненадолго, очень тяжело.

Это довольно сложный случай нарушения контакта матери и дочери, причем с самого раннего возраста. Малышке недостает внимания, заботы и защиты мамы. При этом неважно, сколько времени она проводит с ребенком, важно качество их общения. Быть рядом, не значит быть вместе.

Бывает так, что ребёнок переносит разлуку довольно спокойно и такие мамы даже гордятся тем, что рано вышли на работу, и их ребёнок легко адаптировался к сложившейся ситуации. Но, как только мама заходит в дом, малыш словно прилипает к ней, явно предпочитая её всем остальным. Он никому кроме мамы не позволяет себя кормить, одевать, причесывать, укладывать спать и пр. Часто, такое поведение истолковывается родственниками как избалованность. На самом деле, это явный признак того, что беспокойство по поводу разлуки с мамой у ребенка все-таки есть. Напряжение и тревога остаются в её отсутствие, и малыш будет требовать компенсации чувств и внимания.

Каждой маме в этот возрастной период очень важно:

  • Не оставлять ребенка надолго с другими взрослыми.
  • Если это возможно (например, если ребёнок не спит), объяснять малышу, что вы ненадолго уйдете, но скоро вернётесь. Малыш уже понимает многие слова, и возможно это немного снизит его тревогу.
  • Стараться компенсировать ситуации разлуки с ребёнком совместной игрой и общением.

Первый год жизни очень важный. Именно от него зависит то, насколько комфортно он будет чувствовать себя в этой жизни, будет ли у него ощущение защищенности и доверия к окружающим его людям. Полностью исключить ситуации страха невозможно, но можно облегчить малышу переживание сложных для него ситуаций.

Елена Пятницкая, психолог, консультант, www.b17.ru

  Метки:
Обсуждение: 6 комментариев
  1. Наталья Самолюк:

    Моя дочка до года боялась Михаила Леонтьева. 13 лет назад он был еще черноволос и с черными густыми усами. Обычно дети любят смотреть рекламу. Моя дочка тоже была не исключением. Я положила ее так чтобы она играя с игрушками могла видеть телевизор. Потом началась передача «Однако» и моя дочь испугано закричала и стала плакать. Я еще не сообразила, что получилось. Успокоила ее. На другой раз повторилось тоже самое. И мы догадались, что она боится ведущего. Стали в это время уводить ее от телевизора. Но это еще не все. У нас есть родственник с такими же густыми черными усами. Так вот она и его тоже панически боялась лет до 5. Потом страх прошел.

    Ответить
    1. Забавно =) Вот что-то же у них в голове происходит, когда они выбирают объекты для боязни =) У нас пока без страхов обходится, тьфу-тьфу-тьфу.

      Ответить
  2. Анна:

    А наша боялась родного деда. Ох как же было стыдно (хотя вроде мы и не виноваты) перед ним. Она его как увидит, так сразу биться в истерика. Сейчас ей полтора года и она с ним подружилась.

    Ответить
    1. Да, так тоже бывает, хорошо, что проходит =)

      Ответить
  3. Да уж, если брать воспитание и развитие характера ребенка в целом — гораздо больше года, лет до 5-6 куча факторов очень сильно влияют, а после 6 уже чуток проще, поскольку определенный фундамент заложен, осталось возвести качественный каркас и к 16-17, обычно, получаем сформированную личность.

    Ответить
    1. Да, строительная лексика звучит забавно и образно в этом случае ;)

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Партнёры

Реклама

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

scriptsell.neteDataStyle - Best Wordpress Services